целесообразность

  • 113Россыпных месторождений разработка —         (a. placer mining; н. Seifenbetrieb, Seifenbau, Seifenausbeutung; ф. exploitation des placers, exploitation des gites alluvionnaires; и. explotacion de yacimientos de aluvion, beneficio de yacimientos detriticos, beneficio de placeres)… …

    Геологическая энциклопедия

  • 114ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ —         скрытое, молчаливое, имплицитное (от лат. implicite в скрытом виде, неявно; противоположное explicite), периферийное в отличие от центрального, или фокального, т.е. находящегося в фокусе сознания. Эмпирич. базис личностного молчаливого… …

    Энциклопедия культурологии

  • 115КАРЕЕВ —         Николай Иванович (1850 1931) историк, философ, социолог. Окончил историко филол. ф т Санкт Петербург, ун та (1873); проф. Варшавского (1879 84), затем Санкт Петербург, ун тов (с 1886, с перерывом между 1899 1906 в связи с увольнением по… …

    Энциклопедия культурологии

  • 116Абзац — отрезок письменной речи между двумя красными строками. А., обозначая своего рода «цезуру» (см.), является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой нибудь его… …

    Литературная энциклопедия

  • 117Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… …

    Литературная энциклопедия

  • 118Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… …

    Литературная энциклопедия

  • 119АКСИОЛОГИЯ — (от греч. axia ценность и logos учение) филос. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений …

    Философская энциклопедия

  • 120ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …

    Философская энциклопедия

  • 121ПОЛЬЗА — ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их соотнесенности с интересами субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели.… …

    Философская энциклопедия

  • 122ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… …

    Философская энциклопедия

  • 123РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — (от лат. ratio разум) разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию «Р.» свойственны и… …

    Философская энциклопедия

  • 124ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …

    Философская энциклопедия

  • 125ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ — устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся к области человеческой жизни (а также и высших животных) называют «целенаправленными». Целесообразным является также определенный вид… …

    Философская энциклопедия

  • 126ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон,… …

    Философская энциклопедия

  • 127ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ —         всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… …

    Философская энциклопедия

  • 128ЭМОЦИИ —         (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически …

    Философская энциклопедия